Статья 4. Ретинопатия недоношенных. Миопия. Занятия с детьми. | Провидение

+7 985 431 56 76

+7 927 120 33 75

Статья 4. Ретинопатия недоношенных. Миопия. Занятия с детьми.

Сегодня поговорим о миопии, которая встречается у недоношенных довольно часто. Нередко к ней приводит нехватка витамина Д (поэтому надо обязательно за этим следить). При миопии высокой степени (-9 и больше) стоит носить контактные линзы: они плотно прилегают к глазному яблоку и тем самым останавливают её развитие. Разумеется, линзы необходимо правильно одевать и нельзя использовать во время болезни ребёнка. Для ночи есть специальные ночные линзы. У нашей первой подопечной (девочки, которой мы помогли летом 2018 года) сейчас зрение -9, она ходит в линзах и очень хорошо ориентируется в пространстве (подробнее её историю и свежее видео можно посмотреть на нашем сайте в разделе «Кому мы помогли» https://fond-providenie.ru/happy-help/kajkaeva-liana/).  Если очки подобраны неправильно или при высокой степени миопии не используются линзы, зрение может ухудшаться дальше. Если состояние при миопии стабилизируется, значит, очки подобраны правильно. Это очень важный момент, и для этого надо искать хороших специалистов: подобрать очки маленьким детям непросто.

Теперь продолжим отвечать на ваши вопросы. Один из них поступил от мамы, чей ребенок лежит сейчас в больнице в Ростове-на-Дону на кислороде, ретинопатия 3 стадии, задняя агрессивная форма. Им назначили лазер. Вопрос поступил в пятницу, операция назначена на понедельник, и мама волнуется, не поздно ли это. Отвечаем, что это вполне нормальные сроки, и бояться не стоит. По пятницам обычно не оперируют. Врачи видят, когда есть запас времени, и всё должно быть хорошо. Известно, что при задней агрессивной форме ретинопатии наиболее эффективен ингибитор, про это сейчас много пишут, но, если ребенок получает кислород, перевезти его в Москву из Ростова-на-Дону очень сложно, и это всегда большой риск. Поэтому не остается сделать лазер. Стоит поддержать людей, которые столкнулись с такой ситуацией, и сказать, что лазер помогает и при задней агрессивной ретинопатии, если сделан хорошо. И не только в Москве, но и в регионах успешно справляются с этой непростой задачей. У нас был ребёнок, которому при задней агрессивной форме сделали два раза лазер, ему помогло, и в итоге обошлись без ингибитора. Ребёнок видит. Понятно, что в таких ситуациях стоит держать руку на пульсе, и, если к тому моменту, как ребёнка выписывают, лазер не помог, можно ехать в Москву на ингибитор. Но сейчас есть одно «но»: в связи с коронавирусом все отделения больниц, которые не связаны с экстренной помощью, сейчас стараются закрыть. Конкретно в нпц в Солнцево закрываются все отделения кроме реанимации и онкологии, и пока непонятно в каком режиме они будут работать. Возможно, уколы ингибитора СЭФР также отнесут к разряду экстренных операций и продолжат их проводить. Либо же временно даже детям, которые находятся в Москве, придется в любом случае делать лазер. Удалось ли благодаря лазерной коагуляции остановить течение ретинопатии, становится понятно не раньше, чем через две недели, а то и через месяц.

Вопрос 2. Как найти хорошего офтальмолога-терапевта?

Это непросто, потому что многое зависит не только от знаний врача, но и от оборудования, которое есть в наличии в конкретной больнице. Я бы рекомендовала сначала обратиться к главному эксперту нашего фонда Асташевой Ирине Борисовне и попросить её рекомендации, как быть дальше. Также можно поехать в нпц в Солнцево на реабилитацию (бесплатно до 18 лет по направлению), у них можно получить много различных процедур. Можно обращаться даже при 4-5 степени ретинопатии: вначале обязательно будет осмотр, по итогам которого они решат, чем смогут помочь. Подробнее об этом можно посмотреть историю Марии Мачехиной: у неё был непростой случай с её ребенком, и они проходили там реабилитацию.

Также офтальмологическое отделение есть и в Морозовской больнице, в Тушинской, много замечательных врачей в Санкт-Петербурге.

Вопрос 3. Как развивать зрение, когда ребенок не фиксирует взгляд на предметах, но на свет реагирует очень хорошо? Какие упражнения и игрушки можно использовать?

На нашем канале в Youtube есть очень хорошая лекция Елены Анохиной, мамы незрячего ребенка: «Ретинопатия недоношенных 4-5 степени. Мой опыт». У неё очень много просмотров. Там Елена как раз показывает различные игрушки. Когда ребенок совсем маленький, для него очень хороши контрастные, черно-белые предметы и картинки. Им это очень нравится. Существуют множество таких карточек, которые можно распечатывать. Есть упражнение, которое мы заливали в Инстаграм, где мама показывает, как занимается с дочкой с помощью таких черно-белых картинок: сначала знакомит с ними, потом начинает показывает на расстоянии 1 метра, постепенно удаляя всё дальше. Получается тренировка, когда ребенок учится смотреть вдаль. А это ребенок с очень сложной ситуацией по глазам и который носит линзы. Я считаю, если ребенок хорошо реагирует на свет, заниматься упражнениями со светом особого смысла нет, а такие карточки помогут определить, на каком расстоянии ребёнок фиксирует взгляд и видит. Хотя тут многое зависит от возраста ребенка: когда он сможет что-то сказать. До года лучше брать светящиеся игрушки со звуком и водить плавно в разные стороны, чтобы его заинтересовать. Со временем ребенок должен начать фиксировать взгляд. Причины, почему этого не происходит, могут быть и неврологического характера, и с ними не справиться, если делать акцент только на зрение – надо подключать опытного невролога. Но для начала попробуйте позаниматься неделю, запомнив состояние перед началом занятий. И если за это время не произойдет никаких сдвигов в лучшую сторону – значит, эти занятия не очень подходят, и надо что-то менять. Если виден прогресс, надо продолжать заниматься игрушками: находить то, что ребенку интересно и водить туда-сюда, дальше-ближе. У Глена Домана есть книга (она доступна в сети) про повреждения головного мозга, где говорится о том, насколько всё взаимосвязано, и даны упражнения в том числе для зрения. Всегда есть то, что ребенок умеет очень хорошо и что пока не умеет. Надо давать упражнения на то, что он пока не умеет, и постепенно их усложнять, двигая его по чуть-чуть вперед. Например, если ребенок уже большой, но пока не ходит, для начала учить его висеть на кольцах, пусть он вначале сам провисит всего 1 секунду. В случае со зрением также важно фиксировать результат с первого дня: ребенок вообще не держал взгляд или это было пусть даже на полсекунды. И чтобы был эффект, необходимо заниматься раз 20-30 в день – ближе к году ребенок уже достаточно много времени активен, и ему можно постоянно показывать игрушки. Не обязательно при этом каждый раз специально выделять время для занятий, чтоб ребенок лежал и т.п. – надо включать занятия в ритм обычной жизни. И, допустим, если через три дня или неделю уже заметна фиксация на три секунды – это уже прогресс. Я уверена, что все дети могут прогрессировать, особенно в возрасте до трёх лет. Наш организм уникальный. И его способности к восстановлению тоже уникальны. Поэтому не опускайте руки и занимайтесь!

Записала Ирина Пшеничникова

Я хочу пожертвовать